Как античный опыт помогает решать современные проблемы
— История античной педагогики может научить чему-то нас, современных людей?
— История педагогики (как и любая история) не учит. Но она помогает решать системные проблемы, потому что, зная прошлое, мы видим более широкий спектр вариантов решений в настоящем. И история помогает предотвратить многие проблемы в будущем.
— То есть в Античности стоит подсматривать не конкретные образовательные методики и техники, а скорее некие базовые принципы?
— Когда меня спрашивают «Что нам стоило бы взять в современную школу из античной?», мне хочется пошутить: «Ну давайте возьмём восковые таблички для письма». Конечно, нас с той эпохой разделяет слишком много веков, чтобы можно было перенять что-то из практики и методик. Да и слишком мало подробностей мы знаем об античной школе, честно говоря.
Важно вот что: Античность даёт нам пищу для размышлений о принципиальных подходах к решению некоторых вечных вопросов и задач, которые возникают на пересечении образования с другими общественными институтами. — Например?
— Например?
— Например, на пересечении образования и политики, образования и культуры, образования и искусства. Вот, скажем, многие наши современные практики организации образовательных пространств города — практики чтения лекций и дискуссий на открытых площадках в нём, — хорошо известны со времён Античности, где городская площадь (агора) была в том числе пространством образования.
— А что античная история говорит нам про пересечение образования с политикой?
— Она показывает нам, что для образования всегда чувствительна грань между политическим запросом и политическим заказом. Мы видим на примере Античности, как за образованием появляется тень идеологии, и можем рассуждать о том, насколько это правильно или неправильно, когда речь заходит о воспитании гражданина и патриота. Вопросы о мере вмешательства политики в сферу образования и образования в сферу — вечные.
Очень показательна с точки зрения политики история смерти Сократа. Обвинения, которые ему предъявили, не должны были привести к смертному приговору. То, что суд закончился именно так, — следствие его педагогики, в которой государство увидело угрозу существующему строю.
Дело в том, что Сократ был противником демократии. Он считал её властью необразованного большинства, когда множество людей, не имеющих должного образования, могут благодаря численному перевесу принять решение, не понимая его последствий, а образованное меньшинство, видя вред этого решения, не сможет пересилить его числом голосов. Представляете, какой случился бы скандал, если бы сейчас кто-то заговорил о том, что на выборах нужен образовательный ценз? Тогда это тоже воспринималось как подрыв существующего строя.
При этом Сократ отбирал себе в ученики отнюдь не простых людей, а тех, кто имел потенциал для того, чтобы в будущем занять место на политической сцене. Стало очевидно, что он при помощи своей педагогики развивает сеть учеников, которые, оказавшись на государственных постах, будут работать против демократии. Поэтому Сократа «убрали» как опасного педагогического агента, а формальные обвинения стали лишь предлогом.
— Есть ли среди античных принципиальных идей, касающихся образования, те, что кажутся вам полезными и незаслуженно забытыми в наше время?
— Я думаю, что незаслуженно забытым сейчас стало само отношение к образованию. Нам долго внушали, что образование — услуга, и мы в это почти поверили.
Для древнего грека или римлянина образование было ценностью, способом найти своё место в жизни и прожить её счастливо. Это означает совсем не потребительское отношение, а уважение и даже некое преклонение перед значимостью образования.
Императорские листочки: китайцы изобретают туалетную бумагу
Этапы изготовления бумаги.
В 105 году китайский министр-советник по имени Цай Лунь по заданию императора изобрел новый писчий материал — бумагу. Точнее, он довел примитивную технологию до сносного уровня и организовал массовое производство. Уже в 589 году мы встречаем первое упоминание того, что образованные китайцы использовали бумагу для подтирки. Причем для этих целей не стеснялись брать даже книги и документы.
Придворный чиновник Ен Ши Ту в своем письме домой писал: «Я не решаюсь пользоваться для туалетных надобностей бумагой, на которой записаны цитаты из «Пяти классиков», названия их произведений или комментарии к ним». Настоящий интеллигент! Но сама постановка вопроса говорит о том, что бывали и те, кто не брезгует пускать на материал для подтирки труды философов.
Однако подтираться депешами и трудами конфуцианских мыслителей бесконечно было нельзя, и вскоре безымянный китайский гений изобрел настоящую туалетную бумагу, которая получила название «цао-чи» (tsaoh chih). Делалась она из рисовой соломы и с применением извести. К XIV веку индустрия развилась настолько, что вокруг района мануфактур, которые специализировались на производстве подтирочного материала, вырос гигантский холм отходов, получивший название «Слоновья гора».
Император Чжу Юаньчжан. Тот самый, который заказал 720 тысяч листов для своего дворца.
Основным потребителем туалетной бумаги был императорский двор. В 1391 году дворец династии Мин заказал 720 тысяч специальных листов полметра на метр (уже потом по надобности они разрезались на нужные части). 15 тысяч листов особой, толстой, мягкой и ароматизированной бумаги предназначались для императора и его семьи. Причем цао-чи для повелителя Поднебесной делались светло-желтыми — это священный цвет августейших особ. Учитывая, что в иные времена даже за ношение желтой одежды любого, кроме правителя, ждала смертная казнь, можно представить, что случилось бы, подотрись простолюдин желтой туалетной бумагой.
Впрочем, не все тогда оценили передовое изобретение. Арабский путешественник и мыслитель Абу Зайд аль-Сирафи называл китайцев за привычку подтираться бумагой «негигиеничной» нацией. Ему, как человеку исламской культуры, был ближе ритуал подмывания, называемый «истинджа». Война двух этих фундаментальных принципов не закончилась и по сей день.
Необычные факты из истории маникюра
Состояние рук и ногтей — одна из составляющих в образе, на которую всегда обращается внимание. С такой истиной были знакомы люди даже Древнего мира
Например, во время раскопок, проведенных в 1964 году, археологи обнаружили мумии людей, которые, как позднее выяснилось, при жизни служили фараону и выполняли функции мастеров ногтевого сервиса.
Доподлинно известно, что даже во времена правления Клеопатры люди уделяли особое внимание уходу за руками и ногами. В те далекие годы берет истоки мода на накрашенные ногти — это было своеобразным мерилом положения в обществе: бледными цветами пользовались исключительно бедняки, а знать и жрецы использовали глубокие и насыщенные тона
День маникюриста 2019. Маникюр по лунному календарю 2019: благоприятные и неблагоприятные дни недели
Согласно лунному календарю понедельник считается днем здоровья. Особенно хорошо, когда выпадает он на убывающее светило. Если заниматься своими ноготками именно в такой день, они всегда будут здоровыми, крепкими, не ломкими и красивыми.
Неуверенным в себе людям и тем, кто стремится покорить новые вершины, желательно делать маникюр по вторникам.
Среда отвечает за наши контакты с другими людьми
Маникюр в этот день поможет в ответственных переговорах, заключении успешных сделок, принесет важной встрече положительный исход.
Поскольку четверг считается днем роста и очищения, любые манипуляции с внешностью в этот день окажут хорошее влияние на здоровье, эмоции, душевное самочувствие.
В пятницу заниматься ногтями не противопоказано, но нежелательно, так как этот день считается периодом замедления всех жизненных процессов.
Если в вашей жизни много «мусора» в виде ненужных переживаний, процессов или даже людей, сделайте маникюр в субботу. Этот день поможет обрести свободу от всего лишнего и подготовиться к дальнейшему росту и личностному развитию.
Воскресенье – время отдохнуть от всего, в том числе и от ухода за собственным телом.
Почему нам не хватает сейчас знаний об Античности
— Какие античные подходы к образованию определили современное традиционное образование?
— Без Античности не состоялось бы то западноевропейское образование, каким мы его знаем.
Когда мы видим европейского студента, который не боится публично выступать, может отстоять свою точку зрения в прениях, мы должны понимать, что за ним — практика публичных выступлений и публичных дискуссий, идущая от Цицерона.
За нашим школьником и студентом таких практик нет. В современном образовании мы почти утратили античный компонент.
— Что вы имеете в виду под античным компонентом в образовании?
— Это то, в каком виде, где и как мы получаем знания об Античности. Когда мы восхищаемся Пушкиным и его поколением прекрасно образованных лицеистов, мы часто забываем, что они учили латынь и древнегреческий, читали античных авторов (вспомните строчку из «Евгения Онегина»: «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал»). Про Платона наши будущие учителя сейчас узнают в рамках небольшого курса философии, но совсем не знают его как новатора в сфере образования, и уж точно не знакомы с его трудами в оригинале.
— Но так ли важно сейчас знакомиться с античными трудами? Вы считаете, этот компонент нужен в массовом образовании даже тем, кто не собирается потом становиться исследователем Античности?
История возникновения аппаратного маникюра
Уход за ногтями и прилегающей коже с помощью аппарата – процедура относительно новая. Поблагодарить за разработку стоит основателя фирмы Gehwol Эдуарда Герлаха. Пока Герлах занимался созданием уникальных рецептур кремов, его сын, тоже Эдуард, изучал основы ухода за ступнями и делал первые шаги в подологии.
Подология – наука об уходе за стопами и борьбе с основными ее болезнями.
Развитие аппаратного маникюра происходило в несколько шагов:
- Герлах младший начал изучение подологии и задумался над разработкой уникального устройства для борьбы с огрубевшей кожей, которое придет на смену механической чистке;
- В 1966 году появились первые наработки аппарата для гигиенической обработки стоп;
- В 1969 арсенал подологов расширился изобретением для очистки кожи на основе стоматологической техники;
- Спустя год был выпущен первый шкаф со встроенным аппаратом, возможностью регулировки мощности и сниженной вибрацией в ручке. Улучшенная версия оказалась универсальной и прекрасно справлялась с обработкой ногтей рук.
- Только в начале 2000 годов маникюрный аппарат появился в России.
Начиная с 1970 года и по сегодняшний день, производители маникюрных фрезеров совершенствуют свои устройства, расширяют возможности и упрощают работу мастеров.
Как освоить историю искусства?
Мы построили наш курс так, чтобы материал был понятен даже тем, кто никогда всерьез не задумывался, что история искусства – это целая наука, которая подчиняется своим закономерностям. Подача упрощена до базовых понятий и главных отличительных черт той или иной эпохи в истории искусства и подкреплена наглядным материалом, дающим визуальное представление об основных трендах в том или ином виде искусства.
При построении курса мы придерживались следующей периодизации:
- Искусство первобытного общества и Древнего мира.
- Античное искусство (Древняя Греция и Древний Рим).
- Искусство Средневековья.
- Эпоха Возрождения. Ренессанс.
- Искусство Нового времени.
- Модернизм.
- Постмодернизм.
- Современное искусство.
В специальной литературе можно встретить другие принципы периодизации. Например, деление истории искусства на Античность, Ренессанс и Постренессанс, а истории искусства Новейшего времени – на авангард, модернизм, постмодернизм.
Однако такое деление несколько отходит от периодизации всеобщей истории. Поэтому мы решили ориентироваться на периоды, на которые делится она и которые знакомы всем со школьной скамьи хотя бы в общих чертах.
Курс не является заменой полноценному высшему образованию и не вмещает в себя информацию абсолютно обо всех произведениях искусства, созданных с древнейших времен до наших дней. Это бы существенно увеличило объем курса и затруднило восприятие, которое при избытке деталей сложно сфокусировать на главном.
Каким был маникюр в древности
Уже в Древнем Египте было известно искусство маникюра. При раскопках в одной из древнеегипетских гробниц были обнаружены останки «хранителей и мастеров ногтей фараона»
Таким образом, стало известно, что маникюру в те времена уделялось очень большое внимание. Эта процедура была обязательной не только для придания рукам красивого и ухоженного вида, но и для гигиены и профилактики заболеваний
Еще в IY веке до нашей эры фараоны окрашивали ступни, ладони и ногти хной. Для окрашивания ногтей имелось несколько видов красок, по их цвету можно было определить сословное положение человека. Египтянки украшали руки различными цветными красителями. Яркие цвета использовались представителями царской семьи.
Так, Великая царица Египта Клеопатра была обладательницей длинных ногтей, окрашенных в насыщенный терракотовый цвет. Основой для этого цвета служила все та же обыкновенная хна. Красители изготавливались только из натуральных природных материалов. Клеопатра же стала составительницей первого косметического справочника. В нем можно обнаружить различные рецепты косметических средств, в том числе и по уходу за ногтями.
Своеобразный культ ухода за ногтями сложился и в Древней Греции. Гречанки для обрезания ногтей и придания им нужной формы использовали маленькие ножнички, затем ногти покрывались лаком. Древнегреческие мастера маникюра — «кос-меты» наносили лак, не закрашивая ногтевую лунку. Это был своеобразный ритуал, ведь ногтевая лунка у Древних греков ассоциировалась с Луной.
Как правило, в древних культурах маникюр не соотносился с полом. И ногти одинаково красили как женщины, так и мужчины. Так, у древнеримских воинов было принято покрывать ногти красным лаком, что было свидетельством их мужественности. Особенно актуально это было в преддверии битвы. В целом ухоженные ногти являлись свидетельством благородного происхождения, и в домах знати даже была специальная прислуга, в обязанности которой входили заботы о содержании в порядке рук своих господ.
В древнем Вавилоне маникюр был привилегией исключительно знатных персон. Самый древний маникюрный набор, изготовленный из чистого золота был найден неподалеку от Вавилона. Черный цвет ногтей в Вавилоне считался признаком знати, тогда как зеленый был распространен у бедняков.
А вот в Древнем Китае длинные ногти считались признаком мудрости. За ногтями здесь также было принято ухаживать как у дам, так и у представителей сильной половины человечества, но не у всех, а лишь у отпрысков знатных родов.
Если не получалось отрастить длинные натуральные ногти, то использовались специальные нарастители. Именно благодаря такой моде нам теперь знакома процедура наращивания ногтей.
Маникюр императора Китая был очень важным ритуалом не только для самого императора, но и для страны в целом. Считалось, что процедура укрепляет благополучие всех жителей государства. Красящие вещества, используемые китайцами, изготавливались на основе желатина, воска, яичных белков и специального клея из загустевшего сока деревьев.
У Древних славян также были свои обычаи по уходу за ногтями. Так, на Руси ногти можно было стричь исключительно в четверг, чтобы не навлечь несчастья. А остриженные ногти непременно сжигали или топили в воде, чтобы избежать порчи.
Акрил и шеллак
В 1955 году стоматолог Фредерик Слэк случайно изобрел акриловое наращивание после попытки исправить сломанный ноготь. Приложив кусок алюминиевой фольги, он нарастил недостающую часть с помощью материала для пломб. Тогда он запатентовал первые в мире формы для наращивания ногтей. Стало понятно — на лаке для ногтей инновации не заканчиваются. В 1970 году Фредерик представил продукцию на широком рынке.
Шеллак появился в 1978 году благодаря химику-экспериментатору, стоматологу Нордстрому. И тоже по счастливой случайности — однажды на прием к нему пришла пациентка, которая работала мастером маникюра. Она заметила, что запах пломбировочной смеси очень похож на тот, которым она пользуется в салоне. Нордстром стал изучать состав под микроскопом и разработал схожую формулу для ногтей. Тогда появился мономер SolarNail, который укреплял ногти и делал их более гибкими. В 1979 году дети Нордстрома Джен и Джим основали компанию Classique Nails, позже переименованную в CND (Creative Nail Design).
Через несколько лет Нордстром скончался от сердечного приступа. Семейная компания продолжила заниматься его делом и совершенствовать формулу. В 2010 году CND выпустили инновационное покрытие Shellac. Создатели обещали стойкое покрытие на две недели без сколов и неровностей. Гель-лак произвел настоящую революцию в нейл-индустрии и навсегда изменил отношение к маникюру.
Маникюр со всего света: Бразилия, Испания, Америка и Европа
Французский маникюр — самый популярный вид покрытия. Интересно знать, что свои истоки методика берет в первой половине ХХ в., когда бренд MaxFactor (да, эта компания на слуху даже сегодня, она имеет богатую, длинную историю!) порадовал новинкой — полупрозрачным белесым лаком для нанесения внутри ногтя (на отросшую часть). В 1976 году французский маникюр принял привычный нам сегодня вид. Необычную методику придумал основатель компании Orly Джеф Пинк. Первыми, кто поддержали модную тенденцию, стали актрисы разных стран мира.
Американский маникюр считается предшественником «френча». Разница между двумя видами лишь в оттенке полоски, которой выделяют кончик ногтя (если во французском варианте она белого цвета, то на американский лад — должна быть бежевой). В странах Европы и в России такая техника не пользуется популярностью, тем не менее, в США методика горячо любима модницами разного возраста.
Европейцы предпочитают особый способ обработки кутикулы, которая не обрезается, а отодвигается специальной бамбуковой или апельсиновой палочкой. Местные женщины не любят покрывать ногти лаком, а лишь следят за гигиеной и аккуратной формой пластин.
Испанки по натуре очень яркие личности, поэтому и технология покрытия у них соответствующая: ногти красят в несколько слоев, используя разные оттенки лаков. В итоге получается насыщенное и необычное покрытие. С помощью декоративных полосок жительницы Ипании визуально удлиняют ногти.
Бразильцы, как и европейцы, не обрезают кутикулу. Вместо этого они надевают перчатки с особым составом внутри, размягчающим и отбеливающим кожу. Затем кутикулу аккуратно отдвигают, а после наносят покрытие.
Что нам известно о статусе учителей
— Что из немногих сохранившихся артефактов, касающихся образования, вас удивило или даже позабавило?
— Вспоминаю частное письмо, относящееся ко II веку нашей эры, где родитель пишет кому-то из близких: «А всё, что я не доел, когда был у тебя в гостях, отправь учителю моей дочери: пусть занимается с ней усердно». Вот вам сюжет о подарках учителям. Но повторю: мы не можем по этому единичному письму судить об отношении к учителям в целом.
Ещё я очень люблю находить интересные педагогические сюжеты в античной вазописи. Самое любопытное — это способы их интерпретаций.
Например, на вазах встречается довольно знаменитый сюжет о Геракле, который случайно убил, ответив на его удар и не рассчитав силу. Нельзя рассматривать этот сюжет как свидетельство уровня агрессии в древнегреческой школе. Он не менее и не более правдоподобен, чем эпизоды в сериале «Школа» Валерии Гай Германики.
Скорее наоборот, здесь есть инверсия смыслов: то, что делает Геракл как существо полубожественного происхождения, недопустимо для человека.
— То есть для обычного ученика поднять руку на учителя вряд ли было возможным?
Современные стили
Следующий этап развития дизайна – промышленная революция. Она началась, когда английские техники придумали паровой двигатель (вторая половина XVIII века). Родился новый класс богатых людей – промышленники. Им стали доступными произведения искусства. А так как ценность таких предметов им была не очень понятна, предпочтение отдавалось более дешёвым аналогам – репликам живописи, скульптуры. Поменялось и отношение к жизни.
На первое место вышло удобство. Сначала создавалось оно, а потом ему придавался эстетичный внешний вид. Так как нового ничего не было, дизайнеры пробовали смешивать уже имеющиеся стили и создавать нужный продукт. Это время эклектики и национального романтизма.
Эклектика – главный стиль переходного периодаИсточник blog.postel-deluxe.ru
Чуть позже на свет появился очень дорогой арт-деко. В нем было собрано все лучшее, что уже было из разных исторических эпох, поэтому в одном интерьере иногда можно найти мотивы египетской культуры, элементы ампира, рококо.
Визитная карточка направления – большие зеркала в массивной тяжёлой оправе, чёткие линии, наличие изгибов, обилие роскошного декора. В качестве основного лейтмотива выступает принт с изображением животных или растений, абстрактных геометрических фигур. В комнате много изящных статуэток, выполненных из металла или камня.
Арт-деко во всей своей красе на фото аутентичного особняка, принадлежащего Жаку Эмилю РульманнИсточник pinimg.com
Результат игры от противного – стиль модерн (последние десятилетия XIX). Он полная противоположность традиционным классическим канонам. Посудите сами, главный принцип построения интерьера – отсутствие симметрии во всем, отсутствие прямых линий и углов, только плавные линии, волны, круги, эллипсы. Присутствует большая любовь к витражам и к большому количеству тканей. Они используются для пошива штор, накидок на мебель, наволочек для подушек, скатертей. Сегодня модерн выбирает тот, кто ведёт активный образ жизни, тот, кому нравятся плавные обтекаемые формы и мебель с закруглёнными углами.
Технический прогресс сильно изменил стиль жизни современного человека. Появилось большое количество вещей, в создании которых участвовали инженеры, архитекторы, художники. Промышленность штамповала их в большом количестве, заметно снижалась их стоимость, но полностью утрачивалась эксклюзивность. Поэтому возникла потребность в создании интерьерных стилей, в которые подобные вещи хорошо вписывались.
Деконструктивизм – совершенно новый взгляд на украшение интерьераИсточник architecturaldigest.com
Стили XX века – конструктивизм, деконструктивизм, поп-арт, гламур, хай-тек, минимализм. Их основателями считали художников, архитекторов и инженеров, которые провозглашали полный отказ от существующих норм и канонов в пользу поиска чего-то нового и необычного. Большую роль в становлении современных стилей сыграла немецкая школа Бауха́ус.
Видео описание
В этом видео рассказывается об истории, основных понятиях и видах дизайна:
Говоря об истории дизайна, нельзя упомянуть ещё одну группу стилей, не относящихся к какому-то одному историческому промежутку. Это направления, отражающие национальный колорит разных народов. Кода мир стал доступным для путешествий, многие смогли увидеть, насколько самобытной является культура Индии, Японии, Китая, Африки, России. Тот, кто влюбляется сегодня в какую-нибудь одну страну, у себя дома пытается воссоздавать её атмосферу. И это тоже происходит с использованием основных принципов этнического дизайна.
Видео описание
Наглядно о принципах создания этнических интерьеров смотрите в этом видео:
Коротко о главном
Начиная с доисторических эпох, человек стремился украсить своё жилье. Для этого он всегда использовал то, что может произвести своими руками или при помощи механических приспособлений.
Смена стилей имеет хронологический порядок. Их история начинается с Древнего Мира (египетский стиль, стиль Древнего Рима, Византии и Греции). Затем наступает эпоха Средневековья, приходят романское и готическое направление.
Далее эпоха Ренессанса, её сменяют дворцовые стили (барокко, классицизм, ампир). Историческое наследие продолжает эклектика и национальный романтизм. Время промышленной революции подарило миру модерн, арт-деко, конструктивизм, поп-арт, хай-тек, минимализм.